Татьяна Фёдоровна Сидоревич работает в Кочковском детском саду «Солнышко» логопедом с 1999 года. Вот уже почти 25 лет как она помогает детям говорить «правильно». О том, как она пришла в эту профессию, что самое важное в работе логопеда, и насколько важна помощь родителей в исправлении нарушений речи у ребенка, мы и побеседовали с опытным специалистом.
— Татьяна Федоровна, расскажите о себе. Где учились, о чем мечтали в детстве?
— Окончила я Кочковскую среднюю школу. С детства мечтала быть учителем начальных классов. Моя бабушка Татьяна Терентьевна Курочкина работала учителем в Красносибирской школе, моя первая учительница Зинаида Харитоновна Буланова. Я думаю, что, прежде всего, эти люди оказали на меня влияние: меня привлекало в них доброта, искренность, понимание. Дома все время играла в школу, обучала своего брата и младшую двоюродную сестру. Логопедом даже и не мечтала быть, я в детстве и не знала, наверное, что есть такая профессия.
— Чем обусловлен был ваш выбор специальности «логопед»? Как вы пришли в профессию?
— Пришла в профессию довольно случайно. После школы поступила в Новосибирский государственный педагогический институт на факультет начальных классов. Потом работала учителем начальных классов в Букреевской, в Новоцелинной школах. После замужества стала жить в Красной Сибири и работать там же в школе воспитателем группы продленного дня. В образовании в то время была реорганизация: работу в группе продленного дня отдали учителям, а мне предложили пойти работать учителем-логопедом в Кочковский детский сад «Солнышко». Заведующая Груздова Галина Алексеевна взяла меня на работу и сказала: «Работайте и учитесь». Устраиваясь на новую работу, я имела небольшое представление о ней. В институте у меня был предмет «дефектология», тогда я поняла, что моя работа будет связана с ней. Я работала и параллельно училась на курсах по профессиональной переподготовке по логопедии. Вот таким образом я пришла в профессию.
— Татьяна Федоровна, остались ли вы довольной своим выбором профессии?
— Несмотря на случайность, я довольна тем, что так сложилось. У меня интересная работа. Логопед — это «помогающая» профессия, ответственная и непростая. Я помогаю детям преодолеть речевые нарушения для того, чтобы дети могли успешно общаться. Ко мне попадают ребята с разными нарушениями: кто-то не говорит только звук, а у кого-то нет речи и это уже более сложное нарушение. Для того, чтобы разобраться в механизмах нарушений и способах коррекции, нужно обладать многими знаниями. Логопедия стоит на стыке разных наук: педагогики, психологии, анатомии, физиологии, лингвистики. Поэтому приходится все время повышать свою квалификацию, изучать, использовать новые технологии. К тому же моя работа мне дает моральное удовлетворение, когда видишь результат успешной работы и маленький человек горд за себя, что у него получилось.
— Как вы считаете, что самое важное в работе с детьми?
— Я считаю, что самое главное — это понимание ребенка и принятие его. У ребенка, приходящего ко мне на занятия, своя история, поэтому я стараюсь найти к каждому индивидуальный подход, наладить с ним эмоциональный контакт. Ребенок должен мне довериться, тогда ему становится интересно на занятиях, образуется взаимопонимание, налаживается работа.
— Насколько важна помощь родителей в коррекции нарушений речи у ребенка или помочь таким детям может только специалист?
— Работа логопеда будет успешна тогда, если родители заинтересованы в коррекции речи ребенка и вовлечены в этот процесс. Конечно, логопед поможет ребенку, но работа с родителями очень важна. Я занимаюсь с детьми два–три раза в неделю, ограниченное количество времени, а вот остальное время дети проводят с воспитателями, дома с родителями. И от того, как взрослые следят и закрепляют речевые навыки, зависят результаты и сроки работы. Об этом я говорю родителям на консультациях, собраниях. В последнее время родители становятся более ответственными, сами обращаются за помощью. С разрешения родителя, я делаю видеосъемку фрагмента занятия и отправляю им, они уже смотрят дома и закрепляют. Также дети и родители каждую неделю получают домашние задания.
— Как проходят ваши занятия?
— Занятия я провожу индивидуально или в небольшой подгруппе. На занятиях с детьми работаем над развитием моторики пальчиковой и артикуляционной, дыхания, развитием фонематического слуха, формируем и закрепляем навыки звукопроизношения, развиваем словарный запас и связную речь. Всегда на занятиях использую игровые способы, игровую мотивацию. У меня в кабинете много различных пособий, игр на развитие всех сторон речи. Современные дети очень подвижные, поэтому на занятии стараюсь соединять речевые упражнения с двигательными: использую мячи, ортоковрики, массажные мячики, фитбол.
— Что самое интересное в вашей работе?
— Я думаю, что самое важное и интересное в моей работе — это увидеть и услышать результат. У каждого ребенка он свой. Кто-то сможет правильно и красиво читать стихи на утреннике, кто-то легко общаться со сверстниками, а у кого-то появятся только первые слова и предложения. У каждого из детей будет своя маленькая победа. Идя к ней, ребенок часто преодолевает свои страхи, неуверенность, что у него не получится. А я испытываю радость и удовлетворение, что трудилась не зря.