Конкурсное эссе одиннадцатиклассника Кочковской школы Андрея Атанова будет опубликована в сборнике Российской научно-технической конференции «Инновации и научно-техническое творчество молодежи».
Молодой человек победил в традиционной заочной олимпиаде по обществознанию «Социологические ступеньки», набрав сто баллов из ста возможных. Предлагаем его работу вашему вниманию.
– Тема взаимоотношения человека и искусственного интеллекта является одной из главных в жанре научной фантастики. В фильмах, книгах, видеоиграх авторы по-разному представляют, в какую сторону развивается искусственный интеллект и как, в конце концов, он будет влиять на человека. Многие фильмы, снятые на эту тему, стали уже легендарными – стоит хотя бы вспомнить киноленту Джеймса Кэмерона «Терминатор», в которой машины восстали против людей. Другой фильм, рассказывающий аналогичную историю, – «Матрица» братьев Вачовски, где машины используют людей в качестве батареек, буквально существуя за счет человеческой энергии. Люди живут в Матрице – в симуляции, которая имитирует человеческую цивилизацию конца XX – начала XXI века.
Однако цель создания этих фантастических фильмов заключается не только в том, чтобы показать антиутопию и рассказать впечатляющую историю. Их главная задача – порассуждать над вопросом, который волнует нас всех и будет волновать будущие поколения. Фильмы, названные выше, раскрывают тему взаимоотношений искусственного интеллекта и человека, в частности, вопрос соотношения искусственного и человеческого интеллектов, ответственности человека за создаваемые машины, призванные максимально упростить жизнь.
Прогресс в области робототехники регулируется человеком. Буквально пятьдесят лет назад слово «телефон» ассоциировалось исключительно с прибором, который мог установить связь с людьми, находящимися в разных точках света. Это слово может ассоциироваться у вас с чем угодно: ваш телефон, с которым сейчас не расстается практически никто, может являться не только телефоном в привычном понимании, но также и кинотеатром, и библиотекой, и музыкальным центром и. т.д. То же самое происходит с машинами, которые постепенно наделяются интеллектом и даже сознанием. Для чего вообще были созданы машины? Они необходимы человеку для удовлетворения его потребностей, бесконечно растущих в ненасытном капиталистическом мире. Чтобы делать это эффективнее, необходимо установить не кучу старых машин, а несколько новых, которые будут выполнять свою работу намного качественнее и быстрее. Постепенно машины усложнялись, и у человечества возникла мысль о создании искусственного интеллекта, который способен на что-то большее, чем просто выполнение однотипных запрограммированных ранее задач. Однако не приведет ли это к тем сценариям, которые транслируют в фантастических фильмах?
Я считаю, что пока рано говорить об этом. Лично мне иногда сложно представить, что машина может обладать сознанием, ибо в настоящее время они исправно служат человечеству. Мы приближаемся к созданию искусственного интеллекта семимильными шагами, но не думаю, что в какой-то момент машина осознает, что она создана для служения человеку. Она работает по определенным алгоритмам и не может их изменять. Самый простой пример – обычный калькулятор. Его «научили» математическим действиям: сложению, вычитанию, умножению и т.д. Это и есть те механизмы, которые определяют его задачу – производить математические вычисления. То же самое можно сказать и, например, про голосовых ассистентов, которые есть в каждом телефоне (одним из таких ассистентов является Алиса от Яндекса). Они умеют выстраивать с вами диалог, могут задавать вопросы, рассказывать что-то, однако необходимо помнить, что это всего лишь программа, работающая по определенным алгоритмам, которые может менять только человек.
Поэтому не стоит бояться «восстания машин» или еще чего-то подобного; можно наслаждаться теми благами, которые предоставляют нам машины, однако всегда стоит помнить об ответственности, которую несет человек перед самим собой, попадая в психологическую зависимость от механизмов, упрощающих его жизнь.
Учеными доказано, что у сегодняшних школьников, умеющих работать в режиме мультизадачности, в том числе благодаря гаджетам, хуже развита память. К чему запоминать дату отмены крепостного права или день рождения друга, если первое можно «прогуглить» в любой момент, а на второе поставить автоматическое напоминание? Умная машина облегчает тебе жизнь, с одной стороны, а с другой – делает тебя максимально зависимым и уязвимым. Человек, по моему мнению, если он до сих пор претендует на звание «венца природы», должен стремиться к сохранению баланса между «гаджетированием» своей повседневности и сбережением суверенности.